Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Исследование становления и развития системы исполнительной власти в современной России актуально, поскольку исполнительная власть поддерживает высокий статус государства в обществе. Правильная организация работы в органах исполнительной власти имеет большое значение для повышения эффективности деятельности по осуществлению государственного управления, призванного обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина.
Данное исследование актуально потому, что позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании выводов.
Степень изученности. Данную тему исследовали следующие авторы: Лугачёв П.С. , Остряков В.Э. , Климовская М.К. , Конджакулян К.М. , Смирнов В.Н. , Россинский Б.В. и др.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Предмет единая система исполнительной власти в России.
Цель работы – выявить особенности единой системы исполнительной власти в России. Основные задачи работы:
провести теоретическое исследование основ системы органов исполнительной власти;
определить сущность системы исполнительной власти;
исследовать нормативно-правовую базу системы органов исполнительной власти;
провести анализ становления системы органов исполнительной власти ;
описать систему органов исполнительной власти в российской модели разделения властей;
изучить структуру органов исполнительной власти в РФ.
Теоретическую основу исследования составляли следующие авторы: Шестакова Н.А. , Зайцева А.А., Паулов П.А. , Рогов А.Ц. и др.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
Работа включает введение, две главы, заключение.
1. Теоретические основы системы органов исполнительной власти
1.1. Сущность системы исполнительной власти
В данном разделе рассмотрим понятие и происхождение исполнительной власти. По мнению Дж. Локка под исполнительной властью понимается первая - исполнительная, отвечающая за исполнение законов внутри государства и вторая – федеративная, это власть в области внешних отношений .
Законодательная и исполнительная власти не должны быть сосредоточены руках одного человека, носитель власти может злоупотреблять своим положением и принимать решения, выгодные лишь определённому кругу людей, а не народа, нарушая основной принцип законодательной власти.
Судебная власть в теории Джона Локка отсутствует, власть в государстве он разделял на законодательную, во главе стоял аристократический парламент и исполнительную, во главе с королем. Судебная же власть пропорционально можно разделить между аристократическим и демократическим сословиями .
Ш. Монтескье считал, что исполнительная власть не может выходить за пределы законов, которые устанавливаются законодательной властью, а существовать в их рамках, сосредоточенная в одних руках, в руках монарха .
Но для обеспечения сбалансированности в управлением государством, нельзя ограничиться только законодательной и исполнительной властью, нужна еще одна сила, которая будет выступать в роли арбитра в случае разногласий, споров и конфликтов. Такой силой Ш. Монтескье считал судебную власть .
По мнению Жан-Жак Руссо, исполнительную власть необходимо передать государственным органам, которые избираются народом-сувереном из своей среды на определённый срок.
Теперь приведем определения современных авторов (таблица 1).
Таблица 1 Подходы авторов к определению понятия «орган исполнительной власти»
Таким образом, можно сделать вывод, что по мнению Введенской В.В. под органами государственной исполнительной власти понимают «структурный элемент государственного аппарата, который действует на профессиональной основе и имеет собственную структуру, которая предназначена для обеспечения внедрения законов и подзаконных нормативных актов в рамках установленной компетенции, наделён необходимыми обязанностями и правами, для выполнения возложенных на него функций, выступающий по поручению государства, выражающий его обязательные повеления и обладающий исключительным правом применения мер государственного принуждения .
Рассмотрим подходы авторов к определению понятия «система исполнительной власти» (таблица 2).
Таблица 2 Подходы авторов к определению понятия «система исполнительной власти»
Следовательно, исполнительная власть в Российской Федерации может быть осуществлена государственными органами, представляющими взаимосвязанную систему, и устанавливается подзаконным нормативным правовым актом.
Таблица 3 Подходы авторов к определению понятия «структура исполнительной власти»
Таким образом, как указала Н.Н. Бочарова, специализированные органы образуют структуру органов исполнительной власти, в пределах одной родовой принадлежности, они выделяются по критерию их видового разнообразия, одной организационно-правовой формы построения системы.
В теории права до сих пор отсутствует понятие «исполнительная власть», поэтому с правовых позиций некорректно рассматривать содержание исполнительной власти в особых областях государственной деятельности .
В Российской Федерации государственная власть согласно ст. 10 Конституции подразделяется на ветви:
исполнительную;
законодательную;
судебную.
У исполнительной ветви власти в Российской Федерации сложная структура, включающая в себя федеральные органы (министерства, федеральные службы, федеральные агентства) и региональные органы (администрации).
Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 110 Конституции РФ является высшим исполнительным и распорядительным органом. В него входит Председатель Правительства, который назначается Президентом РФ с согласия Госдумы РФ, заместители Председателя Правительства и федеральных министров .
Исполнительная власть в лице Президента РФ взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти с помощью утверждения и публикации уже принятых законов, например назначения судей федеральных судов, осуществления помилования и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О Счетной палате РФ» от 05.04.2013 г. № 41- // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1649; 2015. – № 44, Ст. 6046.
2. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 28. – Ст. 2790; 2015. – № 1. – Ст. 46.
3. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1 // Российская газета. – 1992. – №39; 2015. – № 48. – Ст. 6720.
4. Абакумов Н.В. Теория разделения властей как основа современного конституционализма: истоки создания и практический смысл // Форум молодых ученых. 2017. № 9 (13). С. 3-12.
5. Алескеров И.Б.О., Каримов Н.Х. Роль и правовое значение президента в системе разделение властей в РФ // В сборнике: Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 167-169..
6. Алямкин А.Н. Исполнительная ветвь власти в системе государственного управления России и зарубежных стран // Интерактивная наука. 2021. № 5 (60). С. 50-52.
7. Бабенков В.И. Обеспечение экономической безопасности систем материально-технического обеспечения федеральных органов исполнительной власти // Научный альманах. 2018. № 3-1 (41). С. 27-30.
8. Балчыр А.Х.В. Обращение граждан в органы исполнительной власти как способ защиты гражданских прав // В сборнике: наука России: цели и задачи сборник научных трудов по материалам VIII международной научной конференции. Международная Объединенная Академия Наук. 2018. С. 43-45.
9. Борисова А.А. МВД России и Росгвардия в системе федеральных органов исполнительной власти // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 17 (51). С. 87-89.
10. Вайно А.А. Сравнительно-правовой анализ систем исполнительной власти России и Японии // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 9 (118). С. 195-205.
11. Ведяшкин С.В. Федерализм - основа системы органов исполнительной власти России // В сборнике: правовые проблемы укрепления российской государственности. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 2020. С. 10-12.
12. Вишнякова С.В. Состояние и перспективы взаимодействия таможенных органов в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия ФТС России с другими федеральными органами исполнительной власти // В сборнике: Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы. Ученые записки. Ростов-на-Дону, 2020. С. 113-117.
13. Возникновение и развитие учения о правовом государстве / Ярославцева Д.К., Гальцова А.М. // Вестник гуманитарного образования. 2017. № 1. С. 96-100.
14. Гамалей А.А. Исполнительная власть: понятие и соотношение с государственным управлением // Образование и право. 2018. № 4. С. 25-29.
15. Гарашко А.Ю. Влияние трансформации системы источников права на развитие теории разделения властей // Новый юридический вестник. 2017. № 1. С. 1-4.
16. Гришаева О.Н. Теория разделения властей: теоретические модели // В сборнике: Школа молодых учёных по проблемам гуманитарных наук сборник материалов областного профильного семинара. 2017. С. 139-144.
17. Грухин Ю.А. Необходимость баланса между ветвями власти в РФ // В сборнике: Войска национальной гвардии российской Федерации в системе органов обеспечения безопасности Сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции. 2017. С. 244-246.
18. Гунич С.В. Конституционно-правовые основы установления системы, порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти в России // Право и образование. 2021. № 9. С. 31-40.
19. Диноршоев А.М. Особенности модели разделения властей в республике Таджикистан // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 9. С. 74-76.
20. Дмитриев И.С., Скутнева С.В. История разделения властей во Франции // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 249-251.
21. Жоглина Е.В. Эффективность организационных структур управления современным предприятием // В сборнике: Опыт и проблемы реформирования системы менеджмента на современном предприятии: тактика и стратегия Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 32-37.
22. Зайцев Ю.Ю. Исполнительная власть России - как элемент системы защиты прав и свобод человека и гражданина // В сборнике: сборник научных трудов кафедры правовой культуры и защиты прав человека. сборник научных работ преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «северо-кавказский федеральный университет», юридический институт. Ставрополь, 2020. С. 25-29.
23. Зайцева А.А., Паулов П.А. Основные проблемы государственного финансового контроля осуществляемого исполнительной властью в РФ // В сборнике: International scientific discoveries 2018 XXXIII международная научно-практическая конференция. 2018. С. 85-86.
24. Заярная И.А., Куликова В.В. Условия внедрения проектной системы управления в ВУЗЕ // Дискуссия. 2017. № 5 (79). С. 35-38.
25. Казанский Ю.Н. Опыт организации и управления строительными фирмами США / Ю.Н. Казанский. М.: Стройиздат, 1985. - 245 с.
26. Карпеченко А.В. О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации // Молодой ученый. 2018. № 21 (207). С. 363-365.
27. Климовская М.К. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации // Достижения науки и образования. 2018. № 2 (24). С. 47-49.
28. Конджакулян К.М. Понятие и сущность исполнительной ветви власти и ее место в системе разделения властей // Российская юстиция. 2018. № 3. С. 2-4.
29. Лебедева О.В., Долгополов К.А. Исполнительная власть России - как элемент системы защиты прав и свобод человека и гражданина // В сборнике: Актуальные проблемы экономики и права. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. В II частях. Под общей редакцией Б.М. Магомедова. 2020. С. 23-26.
30. Равнюшкин А.В. О происходящей трансформации административного права и государственного управления в России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (87). С. 185-193.
31. Уголовно-исполнительная система России в контексте взаимоотношений власти и общества: исторический опыт и современность // сборник материалов межвузовского научно-практического семинара / Вологда, 2021.